Колыбель в русской традиции

«Стоит город ни на земле, ни на воде, в том городе нем воевода».

(Младенец в колыбели)

колыбель.jpg
  Этнография обязана миру детства.
А оценочное восприятие этнографии появилось «благодаря» медикам. Только в середине XIX века русские крестьяне были «открыты» как отдельный народ, с точки зрения этнографии, по сравнению с городским населением своих же, русских, крестьян воспринимали как иностранцев.
ВСЕ колыбели в русской традиции были подвесными. Это — этнодифференцирующий признак!
Колыбели бывали 4-х типов:
— деревянный ящик с дужками по углам, через которые продевались веревки;
— из луба (коры), овальные, с мягким сетчатым дном ил лыка или конского волоса;
— похожая на корзину, из щепы;
— в форме «пялец» — деревянная рама, обтянутая полотном, с провисом, и 4 веревки по углам.
Были и напольные качающиеся кроватки, но очень редко, как исключение, обусловленное городским или западно-европейским влиянием.
Зыбка, колыбель, люлька, байка, зыба, зыбалка, колыбалка, зыбка, колышка, колыханка, качка — это всё названия подвесной люльки, колыбели, в русской традиции.
Для каждого возраста ребенка — своя колыбель. Назывались они иногда тоже по-разному. Например, на Урале «колыбель» — для новорожденного, а «зыбка» — для подросшего грудного ребенка.
Одного ребенка в люльке не оставляли, а брали с собой, например в поле, люльку переносную. Но и там ставили не на землю, а на треногу, или подвешивали на дерево — отсюда и сибирское выражение «детей на березе ростить».
Очеп — балка, вмонтированная в стену дома, проходила под матицей (центральной балкой, разделявшей избу на две половины), через кольцо или полотенце, один конец балки оставался свободным, на него и вешали люльку.
Качали всегда вертикально!
От колыбели до пола шла веревка с петлей на конце, в нее вдевали ногу и качали, т.о. руки оставались свободны для рукоделия. Отсюда: «…с колыбели ножку не сымала». Качали ребенка буквально всё время.
В доме колыбель занимает срединное положение. Матица разделяет дом на «чистую половину» и «прихожую». Это указывает на статус колыбели и младенца — состояние перехода. Отсюда и параллель между гробом и колыбелью, что отражается в некоторых верованиях, приметах.
После рождения ребенка сразу в колыбель не укладывали, «до колыбели надо дойти». Сначала его помещали в корыто («нечистую» посуду) или размещали в ногах матери. Это был первый дом для некрещеного ребенка. Колыбель — первый культурный дом.
В традиционной культуре всё новое = чужое, требующее освоения. Для этого, например, пускали в колыбель кота. Повитуха 3 раза качала его с приговорами, затем уже туда помещали ребенка. Или украшали колыбель, наносили знаки — крест, иконы, роспись, солярную розетку и т.п. Вообще, традиция орнаментации вещи — это оживление вещи. Верили, что без этого она не будет работать.
Мифология колыбели строится в основном вокруг очепа, не самой колыбели. Например:
— нельзя делать очеп из березы, ребенок не будет спать; нужно делать не березовый, а еловый, тогда ребенок будет крепко спать;
— количество сучков на очепе = количество будущих детей;
— если хотели много детей, то вырубали очеп в глухом, густом лесу;
— если детей уже было достаточно, то оставляли на очепе кору и сучки: «по гладкому, как по маслу, так и полезут дети» :)
Главное в очепе — мотив пути.
Учитывалась негативная семантика всего, что связано с низом. «Верх — хорошо, низ — плохо, опасно». Всё, что сверху, смотрит вверх, например, ребенок спит лицом вверх — хорошо. В том числе и поэтому колыбель подвешивали. Под нее могли положить нож, топор или полено, чтобы ребенка не подменила нечистая сила.
Движение по вертикали — рост, развитие:
«Подняться на свет» — вырасти, созреть.
«Поднять» — родить.
«Встать на ноги»
«На ножки пойти» — забеременеть.
«Обмывать пяточки, ножки» — принятие в этот мир.
Этапы беременности: «вначале ребенок лежит, затем сидит, а пред самыми родами — в воротах стоит».
Вообще, «стоять» — жить.
Этот принцип отражается и в обряде крестин, который также называется «поднимание каши». Ложку, которой отец ел особую, очень соленую кашу, старался затем положить как можно выше, «чтобы высоким рос». Навещая роженицу, 3 раза поднимают дары, желая роста.
Верования и приметы часто не имеют объяснений, а некоторые могут противоречить друг другу. Когда в обществе есть культурные ограничения, это дает силу, стабильность, ощущение, что есть правила игры. Поэтому объяснения не так уж и важны. А негативные признаки также имеют и позитивные толкования. В этом — сила традиции!


Файл:  Загрузить