Мероприятия

Беременность и искусство

Надежда Морозова, кандидат искусствоведения

Вступительное слово к циклу занятий в 2018-2019 гг.

В ожидании своего чада стоит подумать о своем и о его настроении. Он проходит этап за этапом в своем развитии, а Вы не только меняетесь внешне, но и внутренне, и эти изменения тоже имеют свои особенности. В общем и целом вы вместе проходите своего рода эволюцию от простого или, точнее, очень «древнего» состояния до настоящего времени. Как ни удивительно, но эти ступени хорошо осмыслены и выражены человечеством именно в искусстве: начиная от наскальных рисунков, где подмечается невероятная природная сила и схематизм всех движений вокруг человека, и заканчивая современным искусством, в котором ценится только настоящая секунда и Ваше в ней участие.

Мы посмотрим и поговорим о божественной силе человека на примере египетского искусства, и лучше это делать на ранней стадии беременности, ведь именно в это время осознается зарождение жизни в утробе матери. Истинное волшебство первого триместра удачно сочетается с особенностями Древнего, Среднего и Нового Царства в истории искусства Египта. Затем в образах греческой скульптуры увидим, как справлялись со своей силой боги и герои Древней Эллады. К искусству Средневековья нужно подходить, пройдя сложный период раннего токсикоза, так как бестелесность и умение сосредоточиться на маленьких деталях и сложных механизмах особенно интересны в прикладном искусстве этой эпохи. Кроме того, именно в Средние века художники и ремесленники, философы и историки думали о душе, ее пути и значении для человека. У беременной женщины именно после сложного периода привыкания к жизни внутри нее появляются новые мысли и не столько о теле ребенка, сколько о его душе. 

Искусство Возрождения – это как новая волна осознания своего совершенства и силы. К произведениям этого периода лучше всего подходить, когда беременность проходит свой самый спокойный и приятный триместр. Ко второму триместру стоит отнести и произведения искусства барокко, классицизма и рококо, их размах и пышность, строгость и сбалансированность, а также уединенность и интимность очень пригодятся беременным и их семьям в подготовке к месту ребенка в их доме. Проявить щедрость и рационализм, поддаться умилению и нежности, не упустить из вида здоровый прагматизм и фантазию помогут будущим папам картины XVII–XVIII вв. К порядку и анализу ситуации нас призовет XIX век с его особым отношением к систематизации и подготовке к будущим важным событиям. С формами и идеями искусства этого времени легко справится и найдет много полезного для себя будущая мама в начале третьего триместра. Архитектурные решения золотой эпохи историзма станут невероятным открытием для семей, которые решают, что папа должен присутствовать при родах. Искусство авангарда и начало ХХ века, пожалуй, самое неоднозначное и сложное для восприятия художественной концепции и замысла художников этой эпохи. В большинстве случаев они выражают истинное предчувствие чего-то неизведанного и обладающего неслыханной мощью. Волнения о состоянии малыша, который внутри своей вселенной не подозревает о существовании другой, исполнены таких же предчувствий, поэтому стоит обратить особое внимание на цветовое и композиционное решение произведений искусства 1910-х гг., для того чтобы понять свое состояние и целую эпоху в истории нашей страны.


Необходимо отметить, что художественная форма (живопись, графика, прикладное искусство и скульптура) позволяет найти баланс и даже прояснить некоторые состояния беременной порой более доступно, нежели тексты, видеоматериалы и даже общение в женской консультации с врачом. Не упустите время и откройте для себя и своего малыша путь к шедеврам Эрмитажа, Русского музея и Этнографического музея. Проведенное время в этих музеях заложит основу эстетического воспитания Вашего ребенка и откроет Вам опыт тысячелетней истории человека, который приходит в этот мир таким беспомощным, но меняет его кардинально.

Об авторе:

Морозова Надежда Георгиевна

филолог (СПбГУ), искусствовед (Академический институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина)

кандидат искусствоведения

аккредитованный эксперт Министерства культуры РФ

замужем, воспитывает сына

Опыт работы с детской и юношеской аудиторией от воспитателя детского сада, учителя в школе до преподавателя в МГУ. Работа в пяти музеях Санкт-Петербурга и Москвы: Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей В.В. Маяковского, Музей-усадьба «Мураново», Центральный военно-морской музей в качестве научного сотрудника, заведующего отделом, заместителя директора по науке и директора.

Имеет авторские курсы лекций «История художественных стилей», «Экспертный анализ».