Ведущие специалисты

Ирина Белова

Ирина Белова

Приглашаем на мастер-классы Ирины Беловой по пошиву традиционной русской одежды: мужской и женской рубахи, женского сарафана.

Об Ирине Беловой: Ирина родилась в 1972 году в Ленинграде, окончила Институт культуры им. Н.К. Крупской. С 2008 года начала изучать русский национальный костюм в этнографическом клубе «Параскева» при Этнографическом музее. С тех пор занимается раскроем и пошивом традиционной русской одежды. Замужем, мама четверых детей.
 
Кроме ткани, с собой на мастер-класс нужно принести ножницы, нитки, иголку, линейку 30 см.
Ирина рекомендует магазин «Дом тканей у Финляндского вокзала». http://domtkanei.ru/

Русский народный костюм

Введение
Народный костюм — это система, отражающая миропонимание человека, которое менялось в зависимости от внешних условий и типа деятельности человека. Со временем человек утратил видение целостности мира и себя как части этой целостности. Чтобы попытаться раскрыть смысловое поле народной мудрости, необходимо обратиться именно к архаическим системам, скрывающим логику бытия человека и мира, целостности знания человека и мира.
Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, сарафан, порты, обувь и украшения. Форма этих частей и их украшения (символы) и есть средства общения с миром.

Русская женская рубаха
Рубаха — сорочка, исподка, подноска — основной элемент русского традиционного костюма. Рубаха — длинная до щиколотки, льняная или конопляная, нательная одежда.
Если самостоятельная одежда, то обязательно подпоясывалась.
В одной рубахе могли ходить девочки и старухи. Замужние женщины носили рубаху только на покосы, на жатву и на уборку льна. Такая рубаха называлась покосная или пожнивная. 
Стан рубахи мог быть цельным, в основном это свадебные девичьи рубахи. 
Чаще всего рубаха состояла из двух частей: 
— рукава;
— нижняя часть — подстава, стан.
Верх рубахи — тонкий, отбеленный холст, пестрядь, набойки, бранное полотно.
Нижняя часть из более грубого полотна. Рукава, область горловины, низ рубахи обильно и богато украшались.
Для пошива женской рубахи необходимо 2 метра ткани (лен, хлопок), можно разной 1+1 — на рукава и низ.

Сарафан
Собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках, входившую наряду с рубахой в состав женского крестьянского костюма, преимущественно северных и центральных, а также ряда южных губерний Европы, России, Сибири до 40-х годов XX века.
Термин «сарафан», имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sarapa» или «suparai» — что значит «одетый с головы до ног». 
Область распространения сарафана в основном соответствовала границам Русского государства XVI–XVII веков. В XVII веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых купцов, ремесленников и крестьян. С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой.
Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда старшей возрастной группы, а в 50–60 годы как погребальная одежда.
В XVIII–XIX века сарафан был известен на севере России в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины. Во второй половине XIX века сарафан получил широкое распространение в южных регионах Европейской России как модный девичий костюм.
С течением времени сарафан изменялся конструктивно, менялись названия и используемые для него ткани. К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:
— глухой косоклинный сарафан; 
— косоклинный распашной; 
— косоклинный со швом спереди;
— круглый сарафан.

Для пошива сарафана необходимо 2,5–3 метра ткани (лен, хлопок).

Мужская рубаха
Рубаха — основа костюма, все остальные элементы добавляются к ней. Одевается первой, снимается последней.
Традиция ношения длинных мужских рубах долго существовала в народе. Еще в XIX веке в некоторых местностях у восточных славян юноши до женитьбы ходили в одних длинных, спускавшихся ниже колен подпоясанных рубахах.
Древняя восточнославянская рубаха — туникообразная, имела длинные, иногда до кончиков пальцев, прямые рукава и прямой разрез от горловины, то есть по середину груди; без воротника — «голошейка».
Косоворотка распространялась не ранее XV века. Косоворотка с разрезом на левой стороне специфична для великорусов.
Для изготовления мужской рубахи употребляли преимущественно льняной и конопляный холст, одноцветный — естественные оттенки и крашенину (беж, зеленоватый, коричневый, красно-коричневый). Покупные фабричные ткани стали использовать в конце XIX века.
Характерной особенностью мужских рубах является подкладка — подоплёка в области груди и спины.
Длина рубахи была признаком возрастного различия. У пожилых людей — до колена, у молодых — на 10–15 см выше.
Традиционная рубаха носилась поверх штанов. Обязателен пояс. Низ рубахи, низ рукавов, область горловины и застежки украшались. 
Для пошива мужской рубахи необходимо 2 метра ткани (лен, хлопок)



Возврат к списку